В МБДОУ "Детский сад №43", функционирует 20 групп. Из них 6 групп - компенсирующей направленности (ОНР, ТНР); 14 групп - общеразвивающей направленности . Организация жизни детей опирается на 12-часовое пребывание ребенка в дошкольном учреждении. Режим дня составлен в соответствии с нормативными документами, регламентирующими деятельность дошкольного учреждения и с учетом возрастных и психофизических особенностей детей.
Коррекционно-развивающая работа на этапе дошкольного детства предполагает соблюдение специальных условий воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ). В процессе образовательной деятельности в нашем дошкольном учреждении гибко сочетаются индивидуальный и дифференцированный подходы, что способствует активному участию детей с ОВЗ в жизни коллектива.
Созданная и функционирующая система коррекционно-развивающего воздействия в ДОО направлена на:
динамическое психолого-педагогическое изучение воспитанников,
обеспечение всестороннего развития всех воспитанников,
сохранение и поддержание психического здоровья каждого воспитанника,
соблюдение преемственности в работе с другими специалистами по выполнению индивидуальных маршрутов развития детей с ОВЗ,
обеспечение индивидуального подхода к каждому воспитаннику с отклонениями в развитии с учётом рекомендаций специалистов.
В ДОУ предусмотрено варьирование организационных форм коррекционно-образовательной работы: групповых, подгрупповых, индивидуальных. Методы обучения определяются в соответствии с возможностями детей с ОВЗ, при планировании работы используются наиболее доступные методы: наглядные, практические, словесные. Вопрос о рациональном выборе системы методов и отдельных методических приемов, в том числе – альтернативных, решается педагогом в каждом конкретном случае. На основе Адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ «Детского сада № 43» (далее – АООП ДО), в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями ребенка составляются индивидуальные программы развития (далее - ИПР), проектируется его образовательный маршрут. Для отдельных категорий детей с ОВЗ, обладающих особой спецификой развития, предусматривается включение инновационных технологий, оригинальных методик.
Индивидуальное сопровождение ребѐнка направлено на предупреждение трудностей в обучении и оказание помощи в их преодолении, всестороннее развитие его способностей и осуществляется в несколько этапов:
1 этап: сбор информации о ребёнке
2 этап: анализ полученной информации
3 этап: совместная разработка индивидуального маршрута развития ребѐнка
4 этап: решение проблем, т.е. выполнение поставленных задач всеми службами сопровождения
5 этап: анализ выполнения задач, корректировка индивидуального маршрута, в рамках психолого-медико-педагогического консилиума (далее - ПМПк)
6 этап: реализация индивидуального маршрута дальнейшего развития ребѐнка.
Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками с ОВЗ в основном представляет собой игровую деятельность. Все специалисты, работающие с дошкольниками с ОВЗ, используют в разных формах организации деятельности детей именно игровой метод как ведущий. Педагоги детского сада учитывают специфические требования, относящиеся к организации и содержанию работы с детьми с ОВЗ. В работе с детьми ОВЗ широко используются различные педагогические технологии: здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, социально-коммуникативные, информационно-коммуникативные.
Образовательный процесс в ДОУ строится по комплексно-тематическому принципу. В основе организации педагогического процесса лежат принципы системности и интеграции образовательных областей. Тематический принцип построения образовательного процесса позволяет легко вводить региональные и культурные компоненты, учитывать специфику ДОУ. Каждая лексическая тема проходит и в совместной деятельности. Ребенок «проживает» ее в игре, при чтении художественной литературы, конструировании, в продуктивной деятельности. Введение похожих тем в различных возрастных группах обеспечивает достижение единства образовательных целей и преемственности в детском развитии на протяжении всего дошкольного возраста, органичное развитие детей соответствии с их индивидуальными возможностями. В основе комплексно-тематического планирования лежит примерный перечень актуальных тем для каждой возрастной группы, разработанный на основе значимых событий для группы/детского сада/города/страны; времени года.
Эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется четкой организацией жизни детей в период их пребывания в детском саду, правильном распределении нагрузки в течение дня и преемственностью в работе учителя-логопеда, педагога-психолога и воспитателя.
Одним из важных компонентов организации процесса воспитания и обучения детей с ОВЗ в условиях групп компенсирующей направленности является оснащение его специальным оборудованием и подбор дидактического материала для организации и проведения коррекционных мероприятий.
Привлекая к сотрудничеству членов семьи, воспитывающих детей с ОВЗ, мы вовлекаем их в единое образовательное пространство ДОУ в качестве равноправных участников. В процессе взаимодействия мы формируем у родителей понимание и принятие особенностей и возможностей своего ребѐнка, безоценочного отношения (безусловного принятия) проблем в его развитии, повышаем уровень информационной компетентности по вопросам обучения и развития детей в домашних условиях, а так же, создавая ситуации успеха, развиваем их собственную позитивную самооценку.
Сокращения и аббревиатуры, используемые в тексте:
ОВЗ – дети с ограниченными возможностями здоровья.
ВПФ – высшие психические функции.
ДОУ – дошкольное образовательное учреждение.
АООП ДО – адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования.
ИПР – индивидуальная программа развития.
ФГОС ДО – федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
ТПМПК – территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия.
НОД – непосредственно образовательная деятельность
Известно, что дефекты произношения малыша обычно не беспокоят родителей. Их даже умиляют отдельные «лепетные» слова, они сами повторяют смешные детские словечки.
Перечень консультаций